Страна равных возможностей

Сайт МКОУ Чикская СОШ №7

        Коченевского района Новосибирской области

 

Страна равных возможностей

Мы вместе!

 

 

Формирование доброжелательного отношения общества к семьям,

имеющим в своем составе детей-инвалидов

 

 

Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

 

«Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой».

Марк Твен

Красота нашей Земли не перестает восхищать и удивлять! Прогуливаясь по лесам, полям, ощущая на себе тёплое прикосновение солнечных лучей, любуясь чистотой и голубизной небосвода, слушая трель соловья – мы преклоняемся перед величием природы. Счастье и радость переполняет нас! Мы делимся своей радостью, общаемся, гуляем, занимаемся спортом, посещаем театры и выставки. Стремимся получить образование, найти свое место в этом мире. А всем ли людям доступно это? А как находят свое «место под солнцем» те, у кого есть проблемы со здоровьем? Те, кто в некоторой степени лишен этого, те, кто имеют  ограниченные возможности здоровья.

 

Перед такими людьми вырастают горы непонимания и отчужденности  окружающих. Многие здоровые люди избегают общества людей с ограниченными возможностями здоровья, отказываются принимать их как равных. Наиболее уязвимы в этом отношении дети. Испытывая неприязнь со стороны остальных, они уходят в себя, избегают общения. Без должного внимания, в нежной и ранимой душе ребенка затаится обида на окружающих и даже на родителей, которая с возрастом может перерасти в ненависть. Отсутствие общения со сверстниками, специальных бытовых условий могут выбить ребенка из колеи.

Экологический кризис, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме социализации придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а вплоть до 1990-х годов работа с ними осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества; вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов оставались где-то «за границами» жизни здорового человека. Сейчас «оживились» и наука, и практика, и общественное сознание в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Дети-инвалиды - часть человеческого потенциала мира и России. Четверть нобелевских лауреатов - люди с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидами были: слепой  Гомер и глухой Бетховен, Ярослав Мудрый и Франклин Рузвельт. Люди с ограниченными возможностями могут всё или почти всё. Они принимают участие в Паралимпийских играх и занимают призовые места, стремятся к тому, чтобы быть замеченными.

Мировые установки по отношению к понятию «инвалид» определены еще в 1975 году в Декларации о правах инвалидов, принятой ООН. Согласно этой декларации «инвалид - лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и /или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей».

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации понятие «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья» не являются идентичными.

 

«Детьми – инвалидами» принято называть имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности».

 

«Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии…» «Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии: дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); дети с нарушениями речи; дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); дети с задержкой психического развития (ЗПР); дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений)»

Одной из острых социально-экономических и демографических проблем российского общества является введение детей с ограниченными возможностями в социум.  

Современное российское законодательство, вырабатывающее определённый уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, соответствует общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность.

В России формируется и действует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребёнку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и так далее.

Социализация это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.

Основная  проблема ребёнка с ограниченными возможностями содержится в нарушении его отношения с миром, в ограниченной подвижности, бедности контактов с ровесниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недостижимости ряда культурных ценностей, образования.

Данная проблема является  результатом не только физического и психического здоровья ребёнка, но и последствием недостигаемой архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб – ребёнок, имеющий ограниченные возможности здоровья, может быть также способен и одарен, как и его ровесник, не имеющий проблем со здоровьем, но показать свои таланты, сформировать их, доставлять с их помощью полезность социуму ему препятствует неравноправие возможностей.

         Каждый ребёнок, имеющий ограниченные возможности здоровья, может быть так же способен и талантлив, как и тот, кто не имеет проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей в социальной адаптации.  Следовательно, при успешной социализации ребенок с ОВЗ способен достигнуть успехов в развитии и может быть включен в нормальную жизнь.

 

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

 

Проблемы родителей детей с особенностями в инклюзивном образовании

 

 

 

 

 Наука – «штука» тонкая и интересная, позволяющая узнать массу нового и полезного. В этой среде обитает немало необычных терминов, действуют особые правила, проводятся специфические мероприятия. Притом заниматься научной деятельностью могут все без каких-либо ограничений: дети от 14 лет, студенты СУЗов и ВУЗов, практикующие специалисты, лица с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии и пр. Притом для последней категории проводится специальный чемпионат, именуемый Абилимпикс.

Что это такое?

  Абилимпикс – это многопрофильное состязание инклюзивного типа, призванное привлечь внимание инвалидов и лиц с отклонениями, ограниченными возможностями к различным сферам деятельности, науке, раскрыть их «зарытый потенциал», увлечь, повысить самооценку и самоотдачу. Важно отметить, что это не просто соревнование, а настоящий чемпионат по профессиональному мастерству.

  Данное мероприятие позволяет участникам понять и найти свое место в жизни, стране, получить достойное профессиональное образование, приносить пользу обществу, науке, отрасли и государству в целом. Проведение конкурсов в инклюзивном сегменте способствует лучшей адаптации (как самих инвалидов к обществу, так и наоборот), повышает уровень профессиональной пригодности лиц с нарушениями и сбоями в здоровье. Данное мероприятие пришло, как и многое, в Россию из-за рубежа. В дословном переводе с английского Абилимпикс означает «Олимпиада возможностей». Впервые об этом движении заговорили в Японии, а достойное развитие и распространение по всему миру оно получило в 1972 году.

 

Уровни Абилимпикса

Абилимпикс – это мировое направление, проводимое в рамках нескольких этапов. Сначала оно организуется на территории каждого государства отдельно, а затем в мировом (едином) масштабе.

Этапы проведения Абилимпикса

В России принято проводить два этапа состязаний для лиц с ОВЗ:

  • Региональный;
  • Национальный (федеральный). На этот этап проходят победители предыдущего уровня. При этом их умения и навыки здесь будут перепроверены.

Далее по результатам конкурса выявляют победителей, которые будут представлять интересы страны на третьем уровне – международном. Притом если на первых этапах каждый «боролся» за себя и личные интересы, то в международном состязании будет сражаться команда.

Абилимпикс позволяет не просто провести конкурс и выявить сильнейшего в своем деле, профи, но и позволяет:

  • Обрести новых друзей, единомышленников, установить новые контакты среди участников;
  • Обменяться опытом и усовершенствовать собственные познания и навыки, улучшить окружающую среду;
  • Доказать и показать обществу и остальным лицам с ОВЗ собственную профессиональную пригодность;
  • Усовершенствовать методы работы в конкретном направлении, предложить новшества, инновации и показать их уместность, целесообразность и эффективность;
  • Перевоспитать общество, изменить его восприятие и отношение к отдельным категориям граждан;
  • Повысить трудовую заинтересованность у инвалидов и работодателей;
  • И пр.

Кто может стать участником Абилимпикса?

Абилимпикс не имеет суровых ограничений в отношении участников. Здесь могут состязаться как школьники, студенты, так и практикующие специалисты. Недаром это мероприятие получило направление «профессионального мастерства». Главное, чтобы каждый конкурсант был мастером в конкретном деле.

Участники Абилимпикса

    Для каждой компетенции организаторы устанавливают перечень участников. Поэтому всегда уточняйте, кто может подать заявку и на какое направление. Например, в категории «Дошкольное образование» могут состязаться только студенты, осваивающие соответствующий профиль, и/или уже практикующие педагоги, а по направлению ИЗО могут участвовать все желающие.

В то же время участники должны соответствовать определенным критериям:

  • Иметь российское гражданство;
  • Минимальный возраст конкурсанта должен быть от 14 лет. Наличие инвалидности или иного отклонения, подчеркивающего ограниченность его возможностей. Притом данный факт следует подтвердить документально, то есть пройти специальную врачебную комиссию и получить соответствующее заключение;
  • Важно, чтобы участник либо осваивал какой-либо профиль на базе среднего/высшего профессионального образования, либо развивался в центрах дополнительного образования (музыкальная/художественная школы и пр.), то есть имел определенный опыт в деле.

Для регистрации в Абилимпикса каждый индивид должен предоставить организаторам пакет документов:

  • Заявка. Она заполняется в электроном или бумажном виде. В ней обязательно нужно указать подходящую для участника компетенцию.
  • Паспорт. Он указывается в заявке, а его копия прилагается к ней.
  • Документы, подтверждающие наличие инвалидности и/или ограничений по ОВЗ и пр. Для этого необходимо пройти ПМПК или специальную медэкспертизу и получить соответствующую справку. При наличии удостоверения инвалида его также можно предъявить.

 

Какие возможности предоставляет Абилимпикс?

Роль Абилимпикса в жизни общества и людей с ОВЗ неоднозначна. Для одних, это шанс показать себя и доказать обществу, что каждый человек уникален и способен на многое, может приносить пользу. Для других – шанс лучше устроиться в жизни, обрести достойную профессию или работу. 

Организаторы конкурса отмечают, что он помогает школьникам, занявшим призовые места, могут пополнить собственную копилку индивидуальных достижений, портфолио, а в некоторых случаях могут рассчитывать на льготное зачисление в СУЗ или ВУЗ.

Участие в Абилимпиксе не проходит бесследно ни для одного участника. Каждый из них обязательно почерпнет для себя нечто новое, интересное и полезное, что пригодится им в дальнейшем профессиональной и/или личной жизни.

 

 

 Герои. Паралимпийские чемпионы России

 

Дата последнего обновления страницы 20.11.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения