«Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса»

 

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса

 

 

Тема в программе: « Окислительно-восстановительные реакции »       8 класс

 

Тема урока: «Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса»

Тип урока: Тренировочный (взаимообучение).

Вид урока: Объяснительно-иллюстративный с элементами игровых ассоциаций.                         

 Цель урока: научить учащихся  составлять окислительно-восстановительные уравнения методом электронного баланса ,продолжить формирование учебных навыков по химии.

Задачи урока:

1.  Закрепить понятия:

   степень окисления;

   окислитель;

   восстановитель.

2.  Научить детей быстро находить в реакциях химические элементы, в которых изменилась степень окисления.

3.  Зафиксировать в работе учащихся последовательность действий при составлении уравнений электронного баланса.

План урока:

1.  Повторение опорных знаний по «Запоминалке».

2.  Тренировочные упражнения по определению степени окисления в отдельных соединениях.

3.  Какая реакция является окислительно-восстановительной?

4. Основные этапы составления уравнений электронного баланса.

Подготовка к уроку:

   «Блок-конспект» с ассоциативной «запоминал-кой» желательно сделать заранее.

   Удобнее, если «блок-конспект» будет на каждом столе или спроецирован на экран (кодоскопом, эпидиаскопом, компьютерным монитором).

   Также необходимо подготовить и «Руководство к ОВР»

   Разделить класс на «экипажи» (по 5—6 человек), в которых должны быть «капитан» и «штурман».

 Ход урока:

Учитель: Ребята, наш химический корабль отправляется на выполнение важного задания-выяснить, что такое ОВР, как с ним работать?

 - Скажите, кто знает, что обозначает эта аббревиатура?

Учащиеся отвечают, что это — окислительно-восстановителъные реакции. Параллельно объясняю сам термин «аббревиатура» — сокращение фразы первыми буквами слов.

Учитель: Чтобы каждый «экипаж» как можно лучше справился со своей задачей, необходимо знать, какие химические «рифы» вас могут подстерегать на пути.

Давайте повторим основные понятия:

1.  Что такое СО?

2.  Как определить СО атомов химических  элементов в соединениях?

Уважаемые химические мореплаватели, давайте поработаем с «Запоминалкой».

(Презентация: слайд №2)

Учитель: Выполняем задание № 1. Определите степень окисления атомов элементов в следующих веществах:

CI2 , HCl, SO2 , SO3 , H2 S, MnO, MnO2, Mn 2O7.

За работой каждой группы следят «штурман» и «капитан».

Команда выполняет письменное задание, «капитан» докладывает о готовности своего « экипажа».

Учитель: Дорогие друзья, вы готовы к выполнению главного задания!  1) Расставьте СО атомов элементов до и после реакции в следующих уравнениях:

а) C + O2 = CO2

б) CO2 + H2O = H2CO3

Чем отличаются эти реакции ?

Учащиеся: реакция а) отличается от реакции б) тем, что в реакции а) изменяется степень окисления у атомов химических элементов до реакции и после реакции.

Учитель:Уважаемые мореплаватели, обратите внимание на это важное отличие этих двух реакций. Реакция а) является ОВР.

(Презентация: слайд № 3)

              Блок-конспект.

1.Окислительно-восстановительные реакции всегда сопровождаются изменением степени окисления элементов, которое связано с переходом электронов от одного атома к другому.

2.Окисление — процесс отдачи электрона, который

сопровождается повышением степени окисления.

                 

C0   - 4e         C+4

3.Восстановление — процесс присоединения электронов, который сопровождается понижением степени окисления.

O20      + 4e      -2                                                      

4.Окислитель — атом или ион, который принимает электрон, а сам восстанавливается. Окислитель имеет отрицательную степень окисления.

5.Восстановитель — атом или ион, который отдает электрон, а сам окисляется. Восстановитель имеет положительную степень окисления.

6.Процессы окисления и восстановления протекают всегда одновременно, при этом число электронов, отданное восстановителем, равно числу электронов, принятых окислителем.

На этом основан подбор коэффициентов методом электронного баланса.

При повторении «блок-конспекта»  ввожу игровую ассоциацию:

(Презентация: слайд№4)

Окислитель — «пират» — он «награбил» много электронов, а ему все мало, он «жадненький», у него —СО.

Восстановитель — «друг» — он отдаст последний электрон, у него +СО.

Учитель:

Однако необходимо дать и химически обоснованное объяснение отрицательной и положительной степени окисления:

   атом, имеющий на внешней электронной орбитали 4—7 электронов, стремится к ее завершению до 8ё, в частности, кислороду не хватает двух электронов, поэтому у него СО —2;

  а металлам энергетически легче отдать электроны, чтобы завершить электронную орбиталь, так как у них на внешнем уровне 1—3 электрона, поэтому они проявляют положительную степень окисления.

 

Учитель:

2) Выделяем элементы, в которых изменилась СО («находим парочки»).

3) Составляем уравнения электронного баланса.

Помним, что число отданных и принятых электронов

равно.

C0   - 4e         C+4

 

O20  + 4e          -2                                                  

4) Определяем окислитель и восстановитель: углерод С — повышает СО — восстановитель, кислород О2 — понижает СО — окислитель.

Учитель: закрепим наши знания и составим уравнение ОВР методом электронного баланса.

(Презентация: слайд №_5__)

Учитель:Выполни тест

(Презентация: слайд №_6_)

Учитель: А теперь, «капитаны экипажей», подойдите ко мне и возьмите задания, в которых, как я уже говорила в начале урока, зашифрован цифровой код. «Код» — это сумма коэффициентов уранения ОВР до и после реакции.

Ребята получают уравнения окислительно-восстановительных реакций и находят коэффициенты. Учитель проверяет правильность найденных «кодов».

Заключение:

Учитель: Ребята, все «экипажи» хорошо справились со своими заданиями, никто не наткнулся на «подводные» химические «рифы». Я надеюсь, что вы отлично выполните домашнюю работу.

На дом даются два уравнения реакции, в которых необходимо расставить коэффициенты методом электронного баланса.

Дата последнего обновления страницы 08.04.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»