Тема 9
«Эстетика эксперимента и ранний русский авангард» (слайд 1)
Цель: освоение знаний о важнейших закономерностях смены культурно-исторических эпох, развитии стилей и направлений в искусстве 20 века; создание целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе; дальнейшее освоение широкого круга явлений отечественного искусства с позиций диалога культур; овладение умениями анализировать художественные явления мирового искусства, воспринимать и оценивать художественные достоинства произведений искусства;
Оборудование: компьютер, проектор.
Содержание:
1.Понятие авангарда
Авангард – собирательное понятие самых «левых» экспериментальных творческих направлений в искусстве «серебряного века» (слайд 2). В авангардных течениях, несмотря на всю их разноликость, общими были новизна и смелость, которые считались мерилом творческой одарённости и эталоном современности. Общей была и наивная вера художников в наступление особого и необычного исторического времени – эры чудо-техники, способной изменить отношения людей друг с другом и с окружающей средой. Проблемы преемственности для сторонников авангарда как бы не существовало. Реализм 19 века казался молодым нигилистам «обветшалой меркой», сковывающей свободу самовыражения.
В 10-е годы 20 века художественное экспериментаторство в разных видах искусства достигает своего апогея (слайд 2). Существовало взаимное притяжение художников, поэтов, артистов, музыкантов. Поколение новаторов искало друг в друге единомышленников.
2. Объединение «Бубновый валет»
Одно из наиболее известных художественных объединений тех лет – союз московских живописцев с дерзким названием «Бубновый валет» (слайд 3). Работы членов этой группы – П.П.Кончаловского, И.И.Машкова, А.В.Лентулова, Р.Р.Фалька, А.В.Куприна – ныне украшают многие музеи мира. Уже первая выставка «Бубнового валета» была громкой, почти скандальной. Начинающие мастера своими работами отрицали все традиции. В основу их живописи был взят предмет как таковой, в его чистом виде. Полотна «бубновых валетов» поразили зрителей своей нарочитой грубостью объёмов, пронзительно кричащим цветом, выпирающей «плотью вещей» (П.П.Кончаловский). Таков, например, натюрморт «Синие сливы» (слайд 4), написанный в 1910 году одним из основателей «Бубнового валета» Ильёй Ивановичем Машковым (1881 – 1944). Мир этой картины подчёркнуто упрощён, «заземлён», образы статичны и декоративны. В манере мастера чувствуется влияние русского лубка и атрибутов примитивистского искусства (слайд 5). Заметим, что склонность к примитиву характерна не только для членов «Бубнового валета». В то время лубок и другие формы городского народного творчества стали предметом серьёзного изучения многими мастерами живописи. Художники словно неожиданно «прозрели», увидев в незамысловатых картинках, продающихся в палатках на рынке, красоту простоты, достойную быть запечатлённой. Балаганные вывески, яркие росписи подносов и игрушек, панно-задники городских фотографов, оформление парикмахерских и трактиров, настенные коврики с невероятных размеров русалками и пасхальными ягнятами с грустными глазами – всё это стало частью образного мира мастеров русского авангарда.
Художники «Бубнового валета» не чуждались и западноевропейского опыта, в особенности – модернизма. Как пример «русского кубизма» интересны работы Петра Петровича Кончаловского (1876 – 1956) (слайд 6). «Агава» (1916г.) – так называется один из его натюрмортов (слайд 7). Образ этого полотна явно агрессивен; агава как бы «вламывается» в комнату, с трудом вписываясь в окружающую среду. В вещах, собранных на полотне, нет теплоты; их формы и линии деформированы и воплощают драматизм ощущений человека, оказавшегося лицом к лицу с враждебным миром. Ещё одна работа Кончаловского – портрет художника Т.Б.Якулова (слайд 8).
3.Объединение «Ослиный хвост»
Бескомпромиссной радикальностью в вопросах творчества отличался в те годы художник Михаил Фёдорович Ларионов (1881 – 1964) (слайд 9). Он довольно быстро порвал с «Бубновым валетом», посчитав даже это авангардное объединение недостаточно новаторским. Вместе с другими революционерами от искусства – Н.С.Гончаровой, К.С.Малевичем, В.Е.Татлиным – он организовал группу под вызывающим названием «Ослиный хвост» (слайд 10). Последовательно пропагандируя примитивистскую живопись, Ларионов разрабатывал стиль, впитавший элементы вывески, лубочной картинки, детского рисунка. Его герои взяты из провинциальных местечек, солдатских казарм, городских парикмахерских и т.п.. Пожалуй, самой известной работой мастера является картина «Отдыхающий солдат» (1911г.) (слайд 11), на которой изображён краснощёкий, гротескно-деформированный, грубоватый парень.
Рядом с Ларионовым работала талантливая художница Наталья Сергеевна Гончарова (1881 – 1962) (слайд 12). В её полотнах есть особая простота и детская наивность. Гончарова хорошо знала и любила русский лубок. Примером может служить картина «Рыбная ловля» (1908г.) (слайд 13), с трогательной теплотой изображающая сценку из традиционной крестьянской жизни.
4. Яркие художники авангарда
Эксперименты с формой (примитивизм, кубизм) сочетались в творчестве представителей авангарда с поисками новых «ритмов времени». Стремление воссоздать динамичность предмета, его «жизнь» в разных ракурсах характерна для творчества выдающегося русского мастера Аристарха Васильевича Лентулова (1882 – 1043) (слайд 14). Изображённые на картинах Лентулова предметы расслаиваются, наполняются энергией, подчиняются причудливому ритму, заданному фантазией мастера. Увлекшись древнерусским искусством, художник создал уникальный, красочный, звонкий мир московских соборов («Василий Блаженный» (слайд 15), «Звон.Колокольня Ивана Великого» (слайд 16), «Небозвон» (слайд 17)).
Заметной фигурой авангарда был Павел Николаевич Филонов (1883 – 1941)
(слайд 18). Живописец и график, он был увлечён идеей «аналитического искусства» - композиций, основанных на бесконечном калейдоскопическом развёртывании изображаемых образов («Пир королей» 1913г. (слайд 19), «Крестьянская семья (Святое семейство)» 1914г. (слайд 20), «Победитель города» 1915г. (слайд 21).
5.Абстракционизм
Наиболее последовательно идея беспредметности воплотилась в абстракционизме, создателями которого считаются В.В.Кандинский и К.С.Малевич.
Василий Васильевич Кандинский (1866 – 1944) (слайд 22) был крупным теоретиком живописи. Сочетание абстрактных плоскостей и символика философски понимаемого цвета приобрели в работах Кандинского большое значение и абсолютного ценность. Таковы его полотна «Импровизация 26» (слайд 23), «Смутное» (слайд 24), «Эскизы» (слайды 25, 26, 27). Идеи Кандинского возникли изначально под влиянием музыки. Художник искренне полагал, что главной задачей живописи является приближение к музыкальной абстрактности, освобождение от форм, «взятых напрокат с натуры» (слайд 28).
Иных взглядов придерживался Казимир Северинович Малевич (1878 – 1935) (слайд 29). Его теория (так называемый супрематизм) отражала глубокую веру мастера в «победу над предметностью», над трёхмерным земным пространством с его верхом и низом, с представлениями о правом и левом ориентирах. Он отказался от всякой изобразительности, даже от раздробленных или пере тасованных элементов предмета (как, например, в кубизме) и оперировал сочетаниями геометрических фигур на нейтральной плоскости фона (слайды 30, 31). Программное произведение Малевича – «Чёрный квадрат» 1913г. (слайд 32), где, по мысли автора, живопись обращена в «нуль форм». Ещё одно произведение Малевича «Чёрный квадрат и красный квадрат» (слайд 33).
6. Русский футуризм
Динамизм открытий в области формы, движение к интуитивному творчеству захватили и поэзию. Наиболее ярко это отразилось в футуризме – универсальном и крупном направлении авангарда.
Впервые слово «футуризм» появилось в названии группы поэтов, именовавших себя «эгофутуристами». Его изобретение целиком принадлежало поэту Игорю Северянину (И.В.Лотарёву, 1887-1941) (слайд 34). Издавший в течение 1904 – 1912 г. 35 стихотворных сборников, Северянин достиг известности лишь тогда, когда о его «эгопоэзии» с возмущением отозвался Лев Толстой. Северянин вошёл в русскую культуру «серебряного века» как певец жизни «золотой молодёжи», проводящей дни и часы в дымных ресторанах и роскошных будуарах. Он не читал свои стихи, а пел их, собирая на так называемых «поэзоконцертах» толпы восторженных поклонниц и всё более возносясь к вершинам скоропреходящей славы. Вот строки одного из популярных его стихотворений «Самогимн» (слайд 35).
Искусство должно не отражать действительность , но переделывать её, слово же должно быть свободным от всякого определённого смысла – примерно так звучала теория футуристов. Наиболее последовательно реализовал этот лозунг Алексей Елисеевич Кручёных (1886 – 1968) (слайд 36). Целиком отдавшись эксперименту, он всё более погружался в собственный, далёкий от здравого смысла поэтический мир и наконец объявил шедевром пять знаменитых строк (слайд 37). Порой его стихи состояли лишь из одних «неудобных» диссонирующих звуков, а знаки препинания поэт вовсе не ставил.
Особый след в искусстве «серебряного века» оставил Велемир Хлебников (В.В.Хлебников, 1885-1922) (слайд 38), создатель утопического общества Председателей земного шара. В творчестве его влекли тайны музыки (слайд 39). Новаторство Хлебникова не знало границ. В поисках отражения мироздания он изобретает необычный «звёздный» язык (слайд 39).
С футуризмом было связано раннее творчество великих русских поэтов В.В.Маяковского (слайд 40) и Бориса Пастернака (слайд 41).
7.Музыка авангарда
В потоке новаций и открытий, на фоне громкозвучащих имён представителей живописи и поэзии достижения музыкантов-авангардистов кажутся более чем скромными; к тому же радикальные позиции отразились в сочинениях композиторов малоизвестных, не причисленных к классикам (слайд 42). Можно вспомнить следующих композиторов:
Николая Рословца , Леонида Половинкина, Александра Мосолова, Гавриила Попова, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Николая Мясковского.