УРОК – ЭКСКУРСИЯ
ПО МАТЕМАТИКЕ
ТЕМА «Конкретный смысл действия умножения»
Цели :
1. Раскрыть конкретный смысл действия умножения.
2. Развивать речь учащихся, совершенствовать их мыслительные операции, наблюдательность.
3. Формировать способности учащихся ориентироваться в реальном мире.
Место проведения: сквер
Оборудование: природный материал
Ход экскурсии:
Учитель: « Сегодня проведём необычный урок, мы не будем заниматься в классе».
Предлагаю учащимся быстро и аккуратно одеться, повторяем правила поведения на улице. Класс выходит во двор школы.
Учитель: « Ребята, сейчас мы совершим путешествие от школы к скверу, встаньте парами».
В сквере обращаю внимание детей на красоту осенних деревьев. С помощью цветных жетонов делю класс на 4 группы по 5 человек в каждой. Отдельная группа получает своё особое задание:
1 – принести каждому по 2 красных листочка;
2 – принести каждому по 3 зелёных листочка;
3 – принести каждому по 4 жёлтых листочка;
4 – принести каждому по 5 еловых шишек.
После выполнения своего задания каждый участник всех групп выкладывает свои находки в начерченный на земле круг.
Учитель: « Сколько кругов?» - обращаясь к первой группе детей.
Дети: «5 кругов».
Учитель: «Сколько в каждом круге листочков?»
Дети: «2 листочка».
Учитель: « Сколько всего листочков?».
Дети: «10»
Учитель: «Как вы узнали?».
Дети, показывая на круги, считают: «2 +2 + 2 +2 + 2 = 10
Учитель: «Запишите эту сумму на земле палочкой. Какие слагаемые в этой сумме?».
Дети: «Одинаковые».
Учитель: «Сколько их?».
Дети: «5».
Учитель: «Смотрите, вы по 2 взяли 5 раз, сколько получили?»
Дети: «10».
Аналогичные вопросы задаю каждой группе. Появляются соответствующие записи: 3 + 3 + 3 + 3 + 3 =15
4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 20
5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 25
Учитель: «Чтобы прийти сюда, вы построились парами, встаньте опять так же. Сосчитайте, сколько пар у нас получилось? Теперь попробуйте написать это на земле». Дети делают запись и сбиваются.
Учитель: «Мы с вами по 2 взяли 10 раз, сколько получилось? -
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 20
Как вы думаете, удобно так записывать?(ответы детей). Знак « +» можно заменить другим знаком. Математики придумали, вычисление суммы одинаковых слагаемых можно заменить другим знаком и получится другая запись». Показываю карточку 2 х 5 = 10, где « 2» - слагаемое, «5» - число, которое показывает, сколько раз это слагаемое повторялось, « х» -знак умножения.
Спрашиваю у детей: «Как можно заменить ваши записи?». Около каждой группы появляются новые: 2 х 5 = 10
3 х 5 = 15
4 х 5 = 20
5 х 5 = 25
Закрепление проходит в виде игры «Встаньте по 3, по 4, по 5 около каждого дерева» - сколько всего стоят детей?
В конце экскурсии предлагаю определить каждому – сколько квартир в подъезде его дома?