Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:
Реферат

 

Реферат

 

                                             Реферат

 

 «ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НЕПРОВЕРЯЕМЫМ НАПИСАНИЯМ»

 

 

1.      ВВЕДЕНИЕ

2.      СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ И ТРУДНОПРОВЕРЯЕМЫХ НАПИСАНИЙ.

3.     Приложение к работе

 

 

 

Известно, что освоение слов с непроверяемыми написаниями, обычно именуемыми « словарными» трудно даётся младшим школьникам. Правил для их написания  не существует. Проверить их родственными словами не получается. Слова усваиваются путём механического запоминания. А память ребёнка ещё не приспособлена к « простому запоминанию» ничего не значащего  для него символа – буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная.

Одним из средств, обеспечивающих, осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний являются ассоциации, при помощи которых эмоционально – образная память ребёнка активно начинает работать. Связывая изучаемое слово с другим, обыгрывая ассоциативную связь в стихотворении, сказке, загадке и у словарного слова появится « приёмный родственник», который поможет выделить и прочно запомнить нужную букву в слове.

Немаловажную роль в осмысленном запоминании слов играет этимологическая справка, которая содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова.

Работу со словарём начинаю вести с 1 класса. Список изучаемых слов с «трудными  » написаниями невелик, да и дети тоже малы, поэтому знакомство со словарём  провожу опираясь на ассоциации. Чем связь между словами в ассоциативной паре неожиданней, тем выше эффективность запоминания. Обыгрывая изучаемое слово в стихотворении, сказке, загадке ребенок быстрее запоминает его. Считаю этот приём изучения и запоминания слов с трудными написаниями уместным, интересным и доступным для детей 1 класса.

Приведу несколько стихов на запоминание словарных слов в 1 классе:

Воробей – маленькая птичка, с серо – чёрным опереньем.

Склюнул жемчуг воробей,

Все кричали : « Вор !  О ! Бей !»

Глядь – а в клюве у него

Две чудесных буквы « О »

 

Ребята – дети, мальчики, девочки.

Ученик -  школьник, человек, который учится.

Те слова, что надо знать :

Вот учитель, вот ребята

Через « е »писать их надо.

 

Для закрепления « трудных » слов использовала следующие задания: деление слов на слоги, для переноса, вычленение из предложения, составление предложения с изученными словами.

Работая над словарём, я уточняла, обогащала и активизировала речь детей.

Орфографические различия в написание слов дают основания разделить их на три группы:

1.Слова с непроверяемыми написаниями:

а)  с безударными гласными ( ворона, машина);

б) с двойными согласными ( класс, суббота);

в ) звонкими и глухими согласными ( вокзал);

г ) с непроизносимыми согласными ( лестница);

2. Слова, с помощью запоминания, изучаемые в средней школе:

а) чередование гласных в корне ( растение, гореть);

б) сложные слова с соединительными гласными «О» или «Е» (самолёт, путешествие);

в ) наречие( сверху, снизу, слева, справа, налево, направо);

г) слова с гласными после шипящих в корне ( жёлтый, чёрный, шофёр);

3. Слова, которые являются проверочными, но подбор проверочного слова может оказаться сложным для младшего школьника ( праздник – празднен);

В связи с  возникшимися трудностями, я поставила перед собой задачу: как научить детей быстрому и правильному навыку запоминания слов с непроверяемыми написаниями, какие упражнения и приёмы этому могут способствовать? Нужна ли определённая система изучения написаний, чтобы достигнуть хороших результатов? Решению этих задач  послужило появление ещё ряд частных вопросов: сколько новых слов с непроверяемыми написаниями для изучения на одном уроке можно предлагать?  Сколько раз эти слова должны встречаться на последующих уроках, чтобы учащиеся хорошо усвоили их написание? Какие особенности учащихся необходимо учитывать в процессе усвоения непроверяемых написаний? Как организовать обучение с учётом этих особенностей?  Как отбирать приёмы изучения непроверяемых написаний? Какой должна быть  последовательность применения этих приёмов?

Изучив статьи из журнала « Начальная школа », я нашла разнообразие приёмов, направленных на запоминание правописания слов, которые учитывают методические условия, а именно:

1.Учёт индивидуальных и общих (типических) особенностей памяти с целью  рационализации процесса запоминания слов с непроверяемыми написаниями (опора  на главный тип памяти при запоминании на этапе первичного восприятия; установления оптимального объёма запоминаемого материала; определение   необходимого количества повторных восприятий).

2.Учёт специфики данной орфограммы в процессе отбора приёмов работы на этапе закрепления.

Приёмы, используемые мною на уроках русского языка, можно условно разделить на три  группы :

1.      Приёмы, направленные на запоминание орфографического облика слов, когда в центре внимания  написание слов  (группировка слов по  орфографическому признаку, установление сходства и различия в написании слов, вставка пропущенных букв и т. д.)

       2.Приёмы, направленные на развитие речи учащихся, когда в центре внимания значение слова   ( подбор синонимов, антонимов, составление словосочетаний и предложений, замена  описательных оборотов отдельными словами, составление тематических групп, сочинение по опорным словам ).

3. Приёмы, направленные на запоминание написания и на развитие речи ( подбор однокоренных слов, разгадывание кроссвордов ). Работая    с  данными приёмами при определённой  последовательности,  я постепенно привела это в систему по изучению слов с непроверяемыми  написаниями. Хочу остановиться конкретно на этапах изучения слов с трудными написаниями.

На первом – подготовительном  этапе – провела следующую работу: составила программные списки слов для запоминания в начальной школе, систематизировала карточки с  изучаемыми словами.

Второй этап – ознакомительный. Работу по предъявлению слов провожу следующим образом:

1. Рассматривание карточки изучаемого предмета через загадку, стихотворение, установление значения этого предмета.

2. Проговаривание слова хором, индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков.

3. Чтение напечатанного слова с карточки  орфографически  и орфоэпически, установления разницы в произношении и написании.

4.Решение орфографических зада: какую букву надо проверить при письме, почему? Как эту букву проверить? Можно ли её проверить?

Дети записывают слова в словарь с постановкой ударения с выделением букв, которые надо при письме запомнить.

5. Подбор однокоренных слов ( с указанием на единообразное написание в корнях ), составление словосочетаний и предложений.

6. Подбор синонимов, антонимов, многозначность слова, где это возможно, этимологическая справка ( происхождение слова).

Третий этап – тренировочно – закрепительный.

Цель : правильность и осознанность написания слова. На этом  этапе работаю 3 – 4 дня. Здесь использую многократное, кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией. Применяю способы по запоминанию слов с трудными написаниями –списывание ( различные задания ), диктанты ( зрительные, с комментированием, объяснительные, выборочные, предупредительные, картинные, по памяти и т. д).

Четвёртый этап – учётно – контрольный.

 Цель его : проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе. Для этого провожу словарные диктанты, проверочные, контрольные по темам русского языка, куда обязательно включаю  слова с непроверяемыми написаниями.

Пятый этап – итогово –аналитический, в результате которого я вывожу траекторию продвижения классов по усвоению и написанию слов с непроверяемыми написаниями.

Такая система по изучению непроверяемых и труднопроверяемых  написаний делает процесс усвоения слов успешным. Я знаю, сколько слов изучено на данный момент времени, сколько раз данное  слово встретилось на уроках, какие слова необходимо включить в новые группы для повторных восприятий.

Слова с непроверяемыми написаниями использую при объяснении нового и закреплении старого материала, при проведении минуток чистописания. Не оставляю без внимания ни одного непонятного слова с непроверяемым  написанием, которое встречается на страницах  « Родной речи » в стихах, рассказах и нахожу им объяснения.

Мои ученики имеют индивидуальный словарик, за которым я слежу, проверяю, выставляю оценку.

Приведу фрагмент урока в 3 классе по ознакомлению слов с непроизносимыми написаниями. В группу слов с непроизносимыми согласными звуками вошли такие слова:

1.      Праздник

2.      Чувство

3.      Лестница

4.      Здравствуй

5.      С каждой группой слов работаю неделю по следующему плану:

Понедельник:

1. Предъявление слов ( загадка о лестнице « Деревянная дорога, вверх идёт она отлого. Что ни шаг, то овраг»,  установление значения слов « праздник » - приятное радостное торжество ;  « чувство » - состояние человека : чувство страха, радости , тревоги, разочарования ;  « здравствуй » - приветствие, пожелание быть  здоровым ). 2. Проговаривание хором, индивидуально, выделение ударения, количество слогов, произнесение по порядку всех звуков.

 3.Чтение слов с карточки орфографически и орфоэпически, установление разницы. Какую букву можно проверить? Как? (праздник – празднен ; лестница  -  лезет ). Запись  в тетрадь  и в словари : праздник -   д, чувство – в, здравствуй – в, лестница  - т.

Вторник - подбор однокоренных слов ( праздничный день, чувствую себя, лестничная площадка), составление словосочетаний и предложений.

Среда: подбор синонимов, антонимов, многозначность слов.

Четверг:  работа по карточкам с открытым окном -  празОник, чуОство, здраОствуй, лесОница.

Пятница:  один из видов диктантов ( объяснительный, выборочный, картинный).

Новая неделя – новая группа слов, изученные слова постоянно повторяются устно или письменно, по группам или выборочно.

Словарная работа – это не эпизод в работе, а систематическая, хорошо организованная педагогическая, целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

Я довольна такой разнообразной работой. У детей появился интерес запоминать трудные слова, повысилась грамотность. И если вы её будете проводить  так, то, несомненно,  добьётесь хороших результатов.

В заключении хочу сказать, проводя словарные диктанты или включая слова с непроверяемыми написаниями в контрольные, тематические работы, я отметила, что мои дети стали писать данные слова без ошибок, а затруднения  испытывали только совсем слабые ученики или вновь прибывшие из других школ. Поэтому свою работу над  словарём  я буду продолжать в той же системе, чтобы « трудные » слова для детей стали « лёгкими ».

 

 

Приложение   к  работе

 

Задания для  закрепления слов с непроверяемыми написаниями

2 класс.

Выпиши из словаря слова на тему « Школа », « Домашние животные », « Дикие животные » и т. д.

Выпиши 4 – 5 слов на определённую букву:  п, с, и т. д.

Выпиши слова с « ь » в середине.

Выпиши 3 – 5 слов с безударной гласной: а, о, или е.

Выборочный диктант

Ответь на вопросы   (Кто готовит уроки?  Кто живёт в лесу?).

Составление рассказов на тему « Школа », « Учебные вещи », « Наш огород », « Наш класс », « Мои друзья».

Загадывание загадок на тему «Одежда», «Растение», «Посуда».

Допиши предложения: В класс вошла …………

                                                Весело чирикает ………

                                                В берлоге спит …………

Группировка слов по месту ударения.

Игры. 1.Первый слог « потерялся»:

             ……………радь

             ……………нал

             ………..бака

             2.Собери слоги:

                 де, ный, жур.

                 воч  ,де ,кА.

3 Угадай слово: мо

                               СА

4.Из каких слов «выпали» гласные?

м * ш * н *

з * в * д

л * с * ц *

д * р * г *

 

 

3 класс

Выпиши слова, отвечающие на вопрос « кто?» или « что?»

Выпиши слова, обозначающие предметы или признаки предметов

Выпиши слова, обозначающие овощи, орудия труда и т. д.

Задания на классификацию:

а) запиши дни недели в нужном порядке;

б)запиши названия месяцев в нужном порядке ;

в) запиши названия птиц, деревьев, овощей, одежды.

Задания на группировку слов по общим признакам (по частям речи, по родам существительных, по числам, по различным признакам  и т. д.)

Ответь на вопросы (предложением или односложно):

а) Чем рубят дрова?

б) Какой день недели первый?

Комментированное письмо или выборочный диктант

Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

Развитие устной речи:

1.      Составь предложения с данными словосочетаниями.

2.      Составь предложение сданным словом.

3.Подбери однокоренные слова к данным:

дорога ------- , жёлтый --------,  завтрак -------- .

 

4класс.

- укажи, какой частью речи оно является;

- разобрать данное слово по составу;

- от имени существительного образовать прилагательное ( и наоборот )

- просклонять новое слово по падежам

- напиши 5 -6 слов начинающихся с букв :  п, с , т, д, к, и т. д, которые  являются именами существительными или прилагательными.

-выпиши 5 имён существительных 1  или 2 склонения.

- напиши 5 -6 слов с безударной гласной е,( а, о.) и образуй новые слова с суффиксами  - к – н – ( беседа – беседка )

-напиши 5 имён существительных с « ь» на конце слова и укажи склонении

-подбери однокоренные слова к данным словам

- поставь словосочетания в нужном падеже.

- творческие работы по опорным словам

-опиши свою комнату, квартиру, используя слова: ванна, комната ,квартира, коридор, телевизор, диван.

Подбери однокоренные слова ( другой части речи) – металл – металлический ; группа –групповой )

- подбери и запиши синонимы и антонимы к данным словам :  граница –межа ,рубеж, край, предел.

0замени описательные обороты словами синонимами : ящик для ручек, карандашей – пенал.

- игра диктант « Кто больше запомнит?

- игра « Самый внимательный» ( в предложении словарные слова).

 

 

Слова с непроверяемыми написаниями в 1 классе

 

Воробей, корова, Москва, ребята, ученик, учитель.

 

2класс.

 

Учебные вещи : карандаш, тетрадь, пенал, спасибо.

Россия  :  Москва, Родина, город, деревня, фамилия.

На реке : хорошо, весело, быстро, скоро, вдруг.

Наш огород :ягода, капуста, урожай, берёза, осина.

Класс : класс, ребята, девочка, товарищ.

В школе : дежурный, учитель, учительница, много

Завод : машина, завод, работа, рабочий, народ, лопата

Птицы : сорока, ворона, воробей, соловей.

Зимой :мороз, ветер, иней, коньки, суббота.

В магазине : посуда, молоко, одежда, пальто,платок, сапоги.

Животные : корова, собака, мкдведица, заяц.

 

 

3класс.

 

1.До свидания, горох, земляника, Красная площадь, чёрный, коллектив.

2. Месяц, машина, хороший, урожай, жёлтый, крестьянин.

3.Помидор, дорога, погода, обед,свер, восток.

4. Улица,завтрак, картофель, осина, потом, морковь.

5.Праздник, чувство, здравствуй, лестница, метро, комната.

6. Спасибо, магазин, яблоко, вокруг, кровать, тарелка.

7. Растение, ужин, библиотека, топор, пшеница,трамвай.

8.Вагон, валенки, вместе, воскресенье, вчера, герой.

9.Дорога, килограмм, коллекция, комбайн, комбайнер, компот.

10.Корабль, космонавт, космос, Кремль, лагерь, однажды.

11. Орех, памятник, пловец, победа, понедельник, рассказ.

12. Расстояние, революция, солдат, солома, столица, хоккей.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"