Русский язык, 2 класс
Упражнение в распознавании однокоренных слов.
Цели урока:
· Закрепить умение учащихся находить однокоренные слова;
· Продолжать учить выделять корень слова;
· Формировать понятие о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково;
· Формировать навыки грамотного написания орфограмм в корне слова;
· Развивать речь учащихся, чувство слова;
· Воспитывать любовь к животным.
Ход урока:
I. Организационный момент:
У.: На уроках русского языка мы работаем со словами. Сегодня наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения о словах. Послушайте его:
«К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны.
И когда я слышу-«извини меня»-
Это значит: исключи меня «из вины».
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу- «защити меня»-
Это значит- спрячь меня «за щитом».
Вслушайся, вникни, не позабудь!
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть-
Слово тебе сотворит добро.
У.:Кто понял основной смысл стихотворения?
У.:У каждого слова свой смысл, иногда у привычных слов он забывается. Например, « здравствуйте»- это не только приветствие, но и пожелание здоровья. К словам нужно относиться очень бережно. Помните строки- «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести.
У.:Какие родственные слова употребил поэт?
II. Постановка темы урока:
У.: Ребята, поднимите руки те из вас, у кого много родственников?
У.: Посмотрите небольшую сценку «Родственники».
(Дети инсценируют сценку.)
Вы кто такие?
Я- Гусь, это Гусыня, а это наши Гусята.
А я ваша тётя, Гусеница.
У.: Ребята, все ли персонажи в этой сценке родственники? Найдите родственные слова.
У.: Сделайте вывод- над какой темой мы будем продолжать работать?
III. Актуализация знаний.
У.: Какие слова мы называем родственными?
У.: Что такое корень слова?
У.: Как ещё можно назвать родственные слова? Приведите примеры.
IV. Работа над темой урока.
1) Словарная работа ( диктант ).
У.: Запишите слова- отгадки, подчеркните безударную гласную, выделите корень, рядом допишите однокоренное слово.
· Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит.
· Носит серенький жилет,
Но у крыльев- чёрный цвет.
Видишь – кружат двадцать пар,
И кричат –кар, кар , кар!
· Чик – чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей).
· У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
· Летом бродит без дороги,
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
· У неё глаза большие,
Хищный клюв всегда крючком,
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём
У.: Давайте проверим словарный диктант. Какое слово лишнее? Почему? Как вы проверили?
У.: Как пишется корень в однокоренных словах?
2) Упражнение в распознавании однокоренных слов.
a) Упр. 18 стр.69 ( устно ).
b) Упр.19 стр.69(писм.)
_Прочитайте текст . Найдите в тексте слова, однокоренные словам «вода» и «водить».
_ Чем похожи слова первой и второй группы? Чем они различаются?
_ Запишите слова в два столбика, выделите корень, поставьте ударение.
( Дети самостоятельно выполняют упражнение.)
У.: Найдите проверочные слова в первом и во втором столбике.
Сделайте вывод- как пишутся корни в однокоренных словах?
Физминутка.
У.: Я буду называть однокоренные слова к словам «лес» и «сад». Если прозвучит слово с корнем «лес»-вы садитесь, если с корнем «сад»- прыгаете.
Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, садочек, посадка, лесовик, перелесок, сода.
V. Игра «Горки».
У.: Давайте поиграем. Организуйте три команды по три человека. Заполните пустые клетки так, чтобы получились однокоренные слова. Победит та команда, которая быстрее спустится с горки.
Чёрн Стар Глаз
Чёрн Стар Глаз
Чёрн Стар Глаз
VI. Самостоятельная работа.
1)Выборочное письмо.
Карточка №1.
Найдите в стихотворении однокоренные слова, выделите корень.
«Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово- слово- корень,
Разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
У.:Назовите однокоренные слова, выделите корень. Подумайте, являются ли слова «слово, словом, о слове»- однокоренными.
Д.: Нет, это формы одного и того же слова.
2)Карточка №2.
У.: Спишите однокоренные слова, ставя их в таком порядке: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Выделите корень, вставьте пропущенные буквы, подчеркните проверочное слово.
Св*тлый, св*т, св*тает.
Р*бит, р*бь, р*бой.
Н*чевать, н*чной, н*чь.
Пр*вдивый, пр*вда, опр*вдать.
У.: Давайте проверим. Как пишутся корни в однокоренных словах?
Слова на какое правило были подобраны в этой карточке?
VII. Итог урока.
У.: Над какой темой мы сегодня работали?
Что такое родственные слова?
Как пишутся корни в однокоренных словах?
VIII. Домашнее задание:
Стр.71,упр.22.