Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:
Однокоренные слова

 

Однокоренные слова

 

Русский язык, 2 класс

Упражнение в распознавании однокоренных слов.

 

Цели урока:

·         Закрепить умение учащихся находить однокоренные слова;

·         Продолжать учить выделять корень слова;

·         Формировать понятие о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково;

·         Формировать навыки грамотного написания орфограмм в корне слова;

·         Развивать речь учащихся, чувство слова;

·         Воспитывать любовь к животным.

 

                                                 Ход урока:

 

                                           I.            Организационный момент:

У.: На уроках русского языка мы работаем со словами. Сегодня наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения о словах. Послушайте его:

«К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны.

И когда я слышу-«извини меня»-

Это значит: исключи меня «из вины».

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу- «защити меня»-

Это значит-  спрячь меня «за щитом».

Вслушайся, вникни, не позабудь!

У слова свой норов. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть-

Слово тебе сотворит добро.

У.:Кто понял основной смысл стихотворения?

У.:У каждого слова свой смысл, иногда у привычных слов он забывается. Например, « здравствуйте»- это не только приветствие, но и пожелание здоровья. К словам нужно относиться очень бережно. Помните строки- «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести.

У.:Какие родственные слова употребил поэт?

 

                                         II.            Постановка темы урока:

У.: Ребята, поднимите руки те из вас, у кого много родственников?

У.: Посмотрите небольшую сценку «Родственники».

(Дети инсценируют сценку.)

Вы кто такие?

Я- Гусь, это Гусыня, а это наши Гусята.

А я ваша тётя, Гусеница.

У.: Ребята, все ли персонажи в этой сценке родственники? Найдите родственные слова.

У.: Сделайте вывод- над какой темой мы будем продолжать работать?

 

                                      III.            Актуализация знаний.

У.: Какие слова мы называем  родственными?

У.: Что такое корень слова?

У.: Как ещё можно назвать родственные слова? Приведите примеры.

 

                                      IV.            Работа над темой урока.

1) Словарная работа ( диктант ).

У.: Запишите слова- отгадки, подчеркните безударную гласную, выделите корень, рядом допишите однокоренное слово.

·       Не ездок, а со шпорами,

Не будильник, а всех будит.

·       Носит серенький жилет,

Но у крыльев- чёрный цвет.

Видишь – кружат двадцать пар,

И кричат –кар, кар , кар!

·       Чик – чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (воробей).

·       У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

·       Летом бродит без дороги,

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

·       У неё глаза большие,

Хищный клюв всегда крючком,

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём

 

У.: Давайте проверим словарный диктант. Какое слово лишнее? Почему? Как вы проверили?

У.: Как пишется корень в однокоренных словах?

 

2) Упражнение в распознавании однокоренных слов.                       

a)    Упр. 18 стр.69 ( устно ).

b)   Упр.19 стр.69(писм.)

_Прочитайте текст . Найдите в тексте слова, однокоренные словам  «вода» и «водить».

_ Чем похожи слова первой и второй группы? Чем они различаются?

_ Запишите слова в два столбика, выделите корень, поставьте ударение.

( Дети самостоятельно выполняют упражнение.)

У.: Найдите проверочные  слова в первом и во втором столбике.

Сделайте вывод- как пишутся корни в однокоренных словах?

 

Физминутка.

 

У.: Я буду называть однокоренные слова к словам «лес» и «сад». Если прозвучит слово с корнем «лес»-вы садитесь, если с корнем «сад»- прыгаете.

Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, садочек, посадка, лесовик, перелесок, сода.

 

 

                                        V.            Игра «Горки».

 

У.: Давайте поиграем. Организуйте три команды по три человека. Заполните пустые клетки так, чтобы получились однокоренные слова. Победит та команда, которая быстрее спустится с горки.

 


 

 

Чёрн                  Стар                                    Глаз 

 

Чёрн                  Стар                                    Глаз

 

Чёрн                  Стар                                    Глаз                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

 

                                    VI.            Самостоятельная работа.

1)Выборочное письмо.

Карточка №1.

Найдите в стихотворении однокоренные слова, выделите корень.

«Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

            Это слово- слово- корень,

            Разрастаться стало вскоре,

            И плоды нам принесло-

            Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идёт.

            Очень интересно

            Гулять в саду словесном.

У.:Назовите однокоренные слова, выделите корень. Подумайте, являются ли слова  «слово, словом, о слове»- однокоренными.

Д.: Нет, это формы одного и того же слова.

2)Карточка №2.

У.: Спишите однокоренные слова, ставя их в таком порядке:  имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Выделите корень, вставьте пропущенные буквы, подчеркните  проверочное слово.

Св*тлый, св*т, св*тает.

Р*бит, р*бь, р*бой.

Н*чевать, н*чной, н*чь.

Пр*вдивый, пр*вда,  опр*вдать.

У.: Давайте проверим. Как пишутся корни в однокоренных словах?

Слова на какое правило были  подобраны в этой карточке?

 

                                 VII.            Итог  урока.

У.: Над какой темой мы сегодня работали?

Что такое родственные слова?

Как пишутся корни в однокоренных словах?

 

                              VIII.            Домашнее  задание:

Стр.71,упр.22.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"