Урок русского языка

 

Конспект урока русского языка по теме:

«Творительный падеж имён существительных»

 

Цель: расширить знания учащихся о творительном падеже, вырабатывать навык правописания окончаний существительных в творительном падеже.

Задачи:

-образовательные: на основе наблюдения и сравнения формировать у детей навыки правописания безударных окончаний  имён существительных в творительном падеже, умения различать безударные окончания существительных, когда окончание является орфограммой; способствовать формированию навыков грамотного письма; повторить ранее изученные темы; активизировать и расширять  словарный  запас;

 

- развивающие: развивать орфографическую зоркость, умение строить предложения, высказывания; развивать речь детей, мышление, воображение, память, наблюдательность;

 

- воспитательные: воспитывать  познавательный  интерес, ответственное отношение к учебному труду, прививать любовь к родному языку.

 

Оборудование: слайды, карточки с заданиями, учебник «Русский язык».

План урока:

1.Организационный момент

2.Вводный – мотивационный этап

3. Чистописание

4.Повторение изученного материала

5. Работа над новой темой

6.Физкультминутка

7. Закрепление новой темы

8. Домашнее задание

9.Рефлексия

 

 

 

Ход урока

 

1.Организационный момент

- Ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости, поприветствуем их.

 

(Проверка готовности класса к уроку, записать число, классная работа)

2.Вводно – мотивационный этап

(Учитель читает наизусть стихотворение А. С. Пушкина. Показ слайда №1

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг.  

                                                                                  

- Ребята, почему я начала урок с этих слов А. С. Пушкина?

(Нам предстоит сделать какие – то открытия, мы узнаем сегодня что – то новое, может, мы будем проводить опыты и исследования или решать какую – то проблему)

- Да, сегодня мы будем исследовать объекты русского языка. Кто хочет прикоснуться к науке, быть исследователем? (……..).

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

 

Ребята, вы любите сказки? (Да).- Сейчас я вам расскажу одну.

 «Жил – был король. У него было две дочери – принцессы. И как – то раз они решили отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном (Слова на слайде № 2 появляются постепенно), потом зеброй, медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей».

 Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…) «Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: « Это хорошо, что ты сейчас встретилась с ужом»

- Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит)

«Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой». Младшая принцесса в это время стояла за елью, потому что она очень боялась змей. Король повёл принцесс домой и обещал осенью пойти с ними в цирк».

- Прочитайте на экране имена существительные. Слайд №3

Слоном, зеброй, медведем, смелостью, ужом, умницей, сливой, елью, осенью.

- Что вы заметили? (Они стоят в  форме творительного  падежа)

- Правильно, назовите тему нашего исследования (Творительный падеж имён существительных). Показ слайда № 4 «Творительный падеж имён существительных»

- Да, ребята, сегодня мы будем открывать тайны творительного языка.

 

3.Чистописание

 - Работу начнём  с минутки чистописания                                

- Какое сейчас время года? Месяц?

- Назовите первый звук в слове «ноябрь», дайте ему характеристику: (н) –согласный, твёрдый, звонкий, непарный.

- Назовите последний звук в слове, дайте ему характеристику: (р) – согласный, звонкий, непарный, мягкий.

- Какими буквами на письме обозначаются эти звуки? (н,р)

- Повторим правописание этих букв, но сначала подготовим пальчики к работе:

Пальцы вытянулись дружно

А теперь сцепить их нужно.

Кто из пальчиков сильнее?

Кто других сожмёт быстрее?

(Дети сцепляют выпрямленные пальцы, сжимают их и разжимают, повторить 2 – 3 раза).

- Записывают образцы, данные на доске:

Нн  Рр  ДР др  ноябрь

 

4.Повторение изученного материала

 

- За окном поздняя осень. В воздухе медленно кружились первые  снежинки, неся радостное сообщение, но от сильного ветра слова разлетелись. Вам нужно составить вновь предложение.  Показ слайда № 5

Укрыла, землю, пушистым, зима, белым, ковром.

Дети составили  предложение. Показ слайда № 6

Зима укрыла землю белым  пушистым ковром.

 Запишите предложение, разберите по составу. (Простое, с повествовательной интонацией, распространённое, с однородными определениями, грамматическая основа – (что?) зима- подлежащее, выраженное существительным, зима (что сделала?) укрыла – сказуемое, выраженное глаголом; второстепенные члены: укрыла (что?) землю –дополнение, выраженное существительным, укрыла (чем?) ковром –дополнение, выраженное существительным, ковром (каким?) белым, пушистым  - определения, выраженные прилагательными.

- Выделите орфограммы (Зима, ковром –безударные гласные в корне слова, пушистым – правописание  - жи, - ши).

- Как проверить безударную гласную в корне слова?(Надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударная гласная стала ударной) – зимы, зимушка, зимний; коврик.

5.Работа над новой темой

 

- Вернёмся к героям сказки. Кем любовались принцессы в зоопарке? Показ слайда № 3

 

- Сколько падежей в русском языке? (Шесть падежей, каждый имеет своё название, вопрос и предлоги)

 

-Какой падеж нас сегодня интересует - ? (Творительный)

- На какие вопросы он отвечает? (кем? чем?), с какими предлогами он употребляется? ( над, перед, за, под, с, между).

- Каким членом предложения является имя существительное в форме творительного падежа? (второстепенными – дополнение. обстоятельство).

-На какие группы можно разделить  эти слова? (На существительные 1, 2, 3 –го склонения)

- Спишите  эти существительные в три столбика по склонениям, выделите окончания  и поставьте знак ударения (Работа выполняется с комментированием, один ученик показывает на доске образец выполнения, остальные  учащиеся в тетрадях).

1 скл.                                    2 скл.                                         3.скл.

зеброй                                 слоном                                    смелостью

сливой                                медведем                               елью

умницей                             ужом                                       осенью

 

Назовите окончания существительных 1, 2, 3- го склонения (Дети называют окончания, после их ответов идёт   Показ слайда № 7)

1 скл.                                      2 скл.                                          3 скл.

-ой (ей)                              -  ом(ем)                                     -(ь) ю

 

-  Ребята, что ещё вы заметили? ( Есть  окончания ударные и безударные)

- Назовите их (2 склонение – ом –ударное, , безударные – ой, ей- в 1 склонении, - ем - во 2 склонении,- ю – в 3 склонении).

- Правильно, падежные окончания бывают ударными и безударными. Это вы сделали первое открытие!

6. Физкультминутка

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

 Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

 

- Продолжим работу по таблице учебника на  странице 123, упражнение №114- .Показ слайда № 8

- Сравните окончания одушевлённых  и неодушевлённых существительных 1, 2, 3–го склонения в форме творительного падежа(У одушевлённых и неодушевлённых существительных 1,2 3 - го склонения - безударные окончания)

- Как вы думаете, что ещё необходимо и очень важно знать? В каком месте при написании существительных  вы можете допустить ошибку? (При написании окончаний имён существительных.)

- Значит, безударное окончание имён существительных представляет трудность для написания?

- Да, есть затруднения.

Тогда скажите, чем являются безударные окончания имён существительных в творительном падеже?  (Они – орфограммы)

Правильно! Безударные окончания имён существительных в творительном падеже являются орфограммами. Это второе открытие!

- Ребята, вспомните, как мы проверяли написание безударной  гласной в корне существительного. (Изменяем слово или подбираем однокоренное с ударной гласной).

- Все согласны?  Тогда, что мы можем предположить? (Безударные окончания имён существительных  тоже можно проверить.)

-Да, конечно, безударные окончания имён существительных тоже проверяются. Это уже третье открытие! А кому из вас хочется узнать, как проверяются безударные окончания имён существительных?(……).

- Проверим безударные окончания у существительных – мамой, волей, другом.

 - Запишите существительные страна, земля, стол и  сравните склонения этих существительных с существительными мама, воля, друг (Страна, земля, мама, воля- 1 склонение, друг, стол – 2 склонение; типы  склонения - одинаковые).  Один ученик работает у доски.

 - Сейчас поставьте существительные страна, земля, стол  в форме творительного падежа:  Страной                           Мамой

                                               землёй                              волей

                                               столом                            другом

- Какие окончания у этих существительных? (Ударные).

Сравните окончания у существительных:

мамой – страной, волей – землёй, другом  - столом

- Что вы заметили (Ударные и безударные окончания одинаковые)

-Чем являются существительные страной, землёй, столом  по отношению к существительным мамой, волей, другом? (Проверочными словами)

Да. Это следующее открытие.

- Теперь попробуйте  сами сделайте вывод: как проверить безударные окончания имён существительных в творительном падеже?

1.Для этого надо определить склонение существительного.

2. Узнать его падеж.

3.Подставить существительное этого склонения в этом же падеже, но с ударным окончанием.

 4.Ударное  и безударное окончания будут одинаковыми.

 Показ слайда № 9

1.Безударные окончания имён существительных тоже можно проверить

2.Для этого надо определить склонение существительного.

3. Узнать его падеж.

4.Подставить существительное этого склонения в этом же падеже, но с ударным окончанием. Ударное  и безударное окончания будут одинаковыми.

 

7. Закрепление новой темы

- А сейчас проверим, сумеете ли вы правильно написать безударные окончания. (Задания на карточках для 1 – 2 –го варианта)

Показ слайда № 9 сохраняется.(10)

Показ слайда №11(карточки)

1в.

1.Запишите словосочетания с существительными в творительном падеже, укажите склонение.

 

Пришла ( с кем?) с (метель, ветер, вьюга)

занесло (чем?)(снег)

украсила (чем?)(серебро, узор)

 

2.Найти существительные в творительном падеже.

По сторонам дороги тянулись широкие поля. Они были покрыты снежной скатертью. Снег лежал лёгкой пеленой, словно лебяжий пух. За узкой речкой тёмной стеной возвышался лес.

 

2в.

1.Запишите словосочетания с существительными в творительном падеже, укажите склонение.

 

Укрыла (чем?)(ковёр)

летел (над чем?) над (лес, поле, город)

любовались (чем?) (снежинка, ель)

 

2.Найти существительные в творительном падеже.

 

Заколдован невидимкой,

 Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалося сосна.

 

Взаимопроверка работ учащихся.

 

- Вспомните нашу сказку. Король, как и обещал, повёл принцесс в цирк. Что они там увидели, вы узнаете, выполнив следующее задание.

Задание у детей на карточках, работа идёт устно, с комментированием.

 

Показ слайда № 12

- Прочитайте текст:

В цирке

Манеж осветился лучик..м прожектора. Циркач, окутанный яркой накидк..й, начал представление. Он позвал на манеж кошку с собак..й. Они ловко работали с мячик..м и скакалк..й. Циркач угостил их рыб..й и сахар..м. Под купол..м цирка выступали акробаты. Зрители с радость.. хлопали артистам. Они с честь…  справились со своей задач…й.

 

Назовите пропущенные буквы, обозначая склонение и падеж этих имён существительных.

Взаимопроверка работ учащихся.

 

Повторить правило на слайде №9(13)

 

7.Домашнее задание(с.125, упр. 120 – по заданию)

 

8.Рефлексия

- Сколько открытий сделали по теме нашего исследования?

1.Окончания существительных в творительном падеже бывают ударными и безударными;

2.Безударные окончания можно проверить;

3.Чтобы проверить безударное окончание имени существительного, надо определить его склонение, падеж и ударное окончание в этом падеже.

 

- Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Какие задания показались наиболее интересными?

Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

- Молодцы, ребята! Все замечательно работали.

 

Показ слайда №14. Спасибо за урок!

 

Презентация к уроку