ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (1класс)
Тема: «Мягкий глухой согласный звук [Щ’], буква Щ,щ.»
Цель: познакомить с учащихся с мягким согласным звуком [Щ’], буквами Щ,щ; формировать навыки чтения, сопоставлять вымысел и реальность по сказкам; воспитывать умение работать в коллективе, интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску поглядели.
(Ученики хором читают стихотворение и садятся за парты.)
II. Повторение, подготовка к изучению нового материала
1. Чтение в «Русской азбуке» (с.184-185)
а) Чтение рассказа «Жучка» Л.Н. Толстого по предложениям «цепочкой» (с.185).
– О чем этот рассказ? (О глупости и жадности.)
б) Чтение стихотворения «Где обедал воробей» С.Я Маршака учащимися, по 4 строчки.
(Иллюстрация воробья на доске.)
– Какие повадки воробьев вы знаете? (Схватят что-либо и сразу улетают.)
– Мы так к воробьям пригляделись, что и не замечаем их. А ведь они особенные. Эти самые многочисленные птицы нашей планеты. Никогда не живут в клетках и не попадают в западни птицеловов. Недаром сложили люди поговорку: «Старого воробья на мякине не проведешь». Так говорят про опытного, бывалого человека, которого невозможно перехитрить.
– А у кого из зверей наш воробей побывал в гостях? (У льва, лисицы, моржа, слона, кенгуру, медведя, крокодила.)
– Как мы называем этих животных? (Дикие.)
2. Повторение о твердых, мягких согласных
(На доске два домика – синий и зеленый.)
– Посмотрите на доску. В этих домиках живут звуки.
– Почему домики разного цвета?
– Да, в первом домике живут твердые согласные, а во втором – мягкие согласные.
– Какие буквы обозначают только твердые согласные звуки?
– Поселим их в синий домик.
(Прикрепить буквы Ш, Ж, Ц в синий домик.)
– Какие буквы обозначают всегда только мягкие согласные звуки?
(Прикрепить буквы Й, Ч в зеленый домик.)
III. Сообщение темы урока
– Сегодня мы узнаем, есть ли еще жители в этих домиках?
IV. Новый материал
(На доске иллюстрации щуки, щегла.)
1. Нахождение нового звука в стихотворении
– Послушайте стихотворение.
(Читает подготовленный ученик.)
Щука щегла щами угощала.
Щегол щебетал:
- Щей-то мало! –
Где щегол? Где щи?
Иди свищи!
Сыта щука,
А щеглам наука?
– Кто угощал щегла щами?
– Какой новый звук услышали?
2. Характеристика звука [Щ’] (по группам)
(Класс делится на три команды. Каждой команде предлагаются 5картинок – ящик, щука, клещи, ящерица, щетка. Такие же картинки вывешиваются на доску.)
– Первая команда, узнайте звук [Щ’] гласный или согласный?
– Вторая команда, выясните звук [Щ’] твердый или мягкий?
– Третья команда, проанализируйте звук [Щ’] звонкий или глухой?
Дети делают вывод: звук [Щ’] согласный, во всех этих словах он мягкий, во всех словах – глухой.
– Да, звук [Щ’] согласный, глухой, всегда мягкий.
Физкультминутка
Назвали все предметы по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку,
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
3. Кто больше запомнит слов, рассказ Л. Яхнина (читает учитель)
У щенка болит щека. Щенок воет.
Щегол щебечет: «Положите щенка на щебень и щекочите, пока не пройдет».
Мышонок Миша советует:
– Смешайте щетину и щепотку соли.
А поросенок утверждает:
– Поймайте щуку, откройте щенку рот, и щука схватит за больной зуб, как щипцами и выдернет.
Ежонок не выдержал:
– Зубной щеткой надо зубы чистить.
(Ученики называют слова, которые запомнили.)
4. Знакомство с буквами Щ щ
(Стихотворения читают дети.)
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну и что же!
(Е. Тарлапан)
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
(В. Степанов)
– На что похожа буква Щ?
5. Чтение с доски
ща ща|вель то|ва|рищ
щу щу|ка то|ва|ри|щи
щи пла|щи о|вощ
ще ще|пот|ка о|во|щи
щё щёт|ка
В сочетаниях ЧА-ША
Пишем только букву А!
В сочетаниях ЧУ-ЩУ
Пишут только букву У!
– Обратите внимание в слогах-слияниях используются не все гласные буквы, нет О, Ы, Ю, Э, Я.
6. Чтение стихотворения Г. Ладонщикова из «Русской азбуки» (с. 187)
(Иллюстрация леща на доске.)
– Где живут лещи? (В реке, на глубине.)
– С чем автор сравнивает леща? (С тарелкой.)
(Чтение стихотворения, 2-3 учащихся.)
Физкультминутка
Класс наш прыгает опять –
Раз-два-три-четыре-пять.
(Прыжки на месте.)
А потом у нас прогулка,
Каждый шаг чеканим гулко.
(Ходьба на месте.)
Мы учиться все готовы
И за парты сядем снова.
(Садятся за парты.)
V. Закрепление
1.Работа по иллюстрации в «Русской азбуке» (с. 186-187)
(На доске иллюстрация щуки.)
– К какой сказке эта иллюстрация?
– Кто лежит на печи?
– Что вы знаете о Емеле?
– На чем он играет?
– О чем мечтал Емеля, лежа на печи?
– Кто выполнял желания Емели?
– Какие его мечты сбылись?
(Ведра с водой заменил водопровод; сани должны возить дрова, а теперь перевозят на грузовиках; он к царевне ехал на печи, а теперь молодые люди ездят на мотоциклах, автомобилях.)
– Перечитайте еще раз сказку про Емелю и нарисуйте иллюстрации о том, как его мечты претворились в жизнь.
(Выставить книгу «По щучьему велению».)
– А что вы знаете о щуке?
– Щука живет очень долго. Ее называют речным волком. Она и рыбу ест, и утят, и гусят.
2.Чтение скороговорок в «Русской азбуке» (с.186)
– Расскажите по памяти.
3. Чтение учащимися стихотворений с буквой Щ из детских книг-азбук
– У ребят есть необычные «Азбуки», «Азбуки в стихах». Сейчас они прочтут вам стихи про букву Щ.
(Книги С. Маршака «Про все на свете», Ю. Чернова «Птичья азбука» (с.28).)
– Какие слова со звуком [Щ’] вы слышали? (Щегол, щеголяет, щеглиха, щетка, щенок, щекочу.)
VI. Итог урока
– Как вы думаете, в каком домике будет жить буква Щ? (В зеленом.)
– Почему? (Обозначает всегда мягкий звук [Щ’].)
– Кто у нас сегодня очень хорошо работал на уроке?
– Понравился урок?
– За хорошую работу угощу вас и наших гостей печеньем со сгущенным молоком.
– Спасибо за урок.
Дополнительный материал
Щебетал щегол и щелкал, Щеголь щетку уважает,
Раздувал, как шарик, щеки. Щеткой щеголь пыль счищает.
Из пруда глядела щука, Если вещь не вычищать,
Удивилась: что за шутка. Не в чем будет щеголять!
Щука добрая была, Этой щеткой чищу зубы,
Дружбу с рыбами вела. Этой щеткой башмаки,
Из морской капусты щей Этой щеткой чищу брюки,
Щука наварила, Все три щетки мне нужны.
Окуньков, бычков, лещей
Щами угостила.
Скороговорки
У гуся усов ищи не ищи – не сыщешь.
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.
Маша, ты нас не ищи:
Щиплем щавель мы на щи.
Щипцы да клещи – вот наши вещи.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Домик зеленый
Домик синий
Клещи
Лещ
Щенок
Щетка
Ящерица
Ящик