Урок обучения грамоте

 

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (1класс)

 

Тема: «Мягкий глухой согласный звук [Щ’], буква Щ,щ.»

 

Цель: познакомить с учащихся с мягким согласным звуком [Щ’], буквами Щ,щ; формировать навыки чтения, сопоставлять вымысел и реальность по сказкам; воспитывать умение работать в коллективе, интерес к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели

И на доску поглядели.

(Ученики хором читают стихотворение и садятся за парты.)

 

II. Повторение, подготовка к изучению нового материала

1. Чтение в «Русской азбуке» (с.184-185)

а) Чтение рассказа «Жучка» Л.Н. Толстого по предложениям «цепочкой» (с.185).

 – О чем этот рассказ? (О глупости и жадности.)

б) Чтение стихотворения «Где обедал воробей» С.Я Маршака учащимися, по 4 строчки.

(Иллюстрация воробья на доске.)

– Какие повадки воробьев вы знаете? (Схватят что-либо и сразу улетают.)

– Мы так к воробьям пригляделись, что и не замечаем их. А ведь они особенные. Эти самые многочисленные птицы нашей планеты. Никогда не живут в клетках и не попадают в западни птицеловов. Недаром сложили люди поговорку: «Старого воробья на мякине не проведешь». Так говорят про опытного, бывалого человека, которого невозможно перехитрить.

– А у кого из зверей наш воробей побывал в гостях? (У льва, лисицы, моржа, слона, кенгуру, медведя, крокодила.)

– Как мы называем этих животных? (Дикие.)

 

2. Повторение о твердых, мягких согласных

(На доске два домика – синий и зеленый.)

– Посмотрите на доску. В этих домиках живут звуки.

– Почему  домики разного цвета?

– Да, в первом домике живут твердые согласные, а во втором – мягкие согласные.

– Какие буквы обозначают только твердые согласные звуки?

– Поселим их в синий домик.

(Прикрепить буквы Ш, Ж, Ц в синий домик.)

– Какие буквы обозначают всегда только мягкие согласные звуки?

(Прикрепить буквы Й, Ч в зеленый домик.)

 

III. Сообщение темы урока

– Сегодня мы узнаем, есть ли еще жители в этих домиках?

 

IV. Новый материал

(На доске иллюстрации щуки, щегла.)

            1. Нахождение нового звука в стихотворении

            – Послушайте стихотворение.

(Читает подготовленный ученик.)

Щука щегла щами угощала.

Щегол щебетал:

- Щей-то мало! –

Где щегол? Где щи?

Иди свищи!

Сыта щука,

А щеглам наука?

            – Кто угощал щегла щами?

            – Какой новый звук услышали?

 

            2. Характеристика звука [Щ’] (по группам)

(Класс делится на три команды. Каждой команде предлагаются 5картинок – ящик, щука, клещи, ящерица, щетка. Такие же картинки вывешиваются на доску.)

            – Первая команда, узнайте звук [Щ’] гласный или согласный?

            – Вторая команда, выясните звук [Щ’] твердый или мягкий?

            – Третья команда, проанализируйте звук [Щ’] звонкий или глухой?

            Дети делают вывод: звук [Щ’] согласный, во всех этих словах он мягкий, во всех словах – глухой.

            – Да, звук [Щ’] согласный, глухой, всегда мягкий.

 

                                            Физкультминутка

                          Назвали все предметы по порядку,

                          Теперь вас приглашаю на зарядку,

                          Мелкие шажки – раз, два, три.

                          Легкие прыжки – раз, два, три.

                          Мягкая посадка – раз, два, три.

 

3. Кто больше запомнит слов, рассказ Л. Яхнина (читает учитель)

 

У щенка болит щека. Щенок воет.

             Щегол щебечет: «Положите щенка на щебень и щекочите, пока не пройдет».

             Мышонок Миша советует:

             Смешайте щетину и щепотку соли.

             А поросенок утверждает:

             Поймайте щуку, откройте щенку рот, и щука схватит за больной зуб, как щипцами и выдернет.

             Ежонок не выдержал:

             Зубной щеткой надо зубы чистить.

(Ученики называют слова, которые запомнили.)

 

4. Знакомство с буквами Щ щ

(Стихотворения читают дети.)

                          На расческу Щ похожа.

                           Три зубца всего? Ну и что же!

                                                                       (Е. Тарлапан)

                          Буква Щ поможет нам

                          Чистить зубы по утрам.

                                                                       (В. Степанов)

– На что похожа буква Щ?

 

5. Чтение с доски

ща      ща|вель     то|ва|рищ

щу      щу|ка         то|ва|ри|щи

щи      пла|щи       о|вощ

ще      ще|пот|ка   о|во|щи

щё      щёт|ка 

 

                                В сочетаниях ЧА-ША

                          Пишем только букву А!

                          В сочетаниях ЧУ-ЩУ

                          Пишут только букву У!

– Обратите внимание в слогах-слияниях используются не все гласные буквы, нет О, Ы, Ю, Э, Я.

 

            6. Чтение стихотворения Г. Ладонщикова из «Русской азбуки» (с. 187)

(Иллюстрация леща на доске.)

– Где живут лещи? (В реке, на глубине.)

– С чем автор сравнивает леща? (С тарелкой.)

(Чтение стихотворения, 2-3 учащихся.)

 

                               Физкультминутка

                          Класс наш прыгает опять –

                          Раз-два-три-четыре-пять.

                          (Прыжки на месте.)

                          А потом у нас прогулка,

                          Каждый шаг чеканим гулко.

                          (Ходьба на месте.)

                          Мы учиться все готовы

                          И за парты сядем снова.

                          (Садятся за парты.)

 

V. Закрепление

1.Работа по иллюстрации в «Русской азбуке» (с. 186-187)

(На доске иллюстрация щуки.)

– К какой сказке эта иллюстрация?

– Кто лежит на печи?

– Что вы знаете о Емеле?

– На чем он играет?

– О чем мечтал Емеля, лежа на печи?

– Кто выполнял желания Емели?

– Какие его мечты сбылись?

(Ведра с водой заменил водопровод; сани должны возить дрова, а теперь перевозят на грузовиках; он к царевне ехал на печи, а теперь молодые люди ездят на мотоциклах, автомобилях.)

– Перечитайте еще раз сказку про Емелю и нарисуйте иллюстрации о том, как его мечты претворились в жизнь.

(Выставить книгу «По щучьему велению».)

– А что вы знаете о щуке?

– Щука живет очень долго. Ее называют речным волком. Она и рыбу ест, и утят, и гусят.

 

2.Чтение скороговорок в «Русской азбуке» (с.186)

– Расскажите по памяти.

 

3. Чтение учащимися стихотворений с буквой Щ из детских книг-азбук

– У ребят есть необычные «Азбуки», «Азбуки в стихах». Сейчас они прочтут вам стихи про букву Щ.

(Книги С. Маршака «Про все на свете», Ю. Чернова «Птичья азбука» (с.28).)

– Какие слова со звуком [Щ’] вы слышали? (Щегол, щеголяет, щеглиха, щетка, щенок, щекочу.)

 

VI. Итог урока

– Как вы думаете, в каком домике будет жить буква Щ? (В зеленом.)

– Почему? (Обозначает всегда мягкий звук [Щ’].)

– Кто у нас сегодня очень хорошо работал на уроке?

– Понравился урок?

– За хорошую работу угощу вас и наших гостей печеньем со сгущенным молоком.

– Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

Дополнительный материал

 

Щебетал щегол и щелкал,                Щеголь щетку уважает,

Раздувал, как шарик, щеки.              Щеткой щеголь пыль счищает.

Из пруда глядела щука,                    Если вещь не вычищать,

Удивилась: что за шутка.                 Не в чем будет щеголять!

 

Щука добрая была,                           Этой щеткой чищу зубы,

Дружбу с рыбами вела.                    Этой щеткой башмаки,

Из морской капусты щей                 Этой щеткой чищу брюки,

Щука наварила,                                Все три щетки мне нужны.

Окуньков, бычков, лещей

Щами угостила.

 

                                                        Скороговорки

У гуся усов ищи не ищи – не сыщешь.

 

Два щенка, щека к щеке,

            Щиплют щетку в уголке.

 

            Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.

 

            Маша, ты нас не ищи:

            Щиплем щавель мы на щи.

 

            Щипцы да клещи – вот наши вещи.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Домик зеленый

Домик синий

Клещи

Лещ

Щенок

Щетка

Ящерица

Ящик