Урок литературного чтения по творчеству С.Т. Аксакова

 

Урок литературного чтения по творчеству С.Т. Аксакова

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (4 класс)

 

Тема: «С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» (продолжение)»

 

Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки; закреплять умения работать над деформированным текстом; воспитывать внимание, мышление, воображение.

 

Оборудование к уроку:

иллюстрация на доску;

сарафаны, белые блузки, рубаха, кушак, бусы, зеркало, игрушка-котик;

скамейка, стул;

карточки с неполными предложениями, большие таблички на каждое неполное предложение;

цветочки трех цветов; большие цветы с заданиями;

разрезанный отрывок из текста;

краски, кисти, листы бумаги;

магнитофон, кассета с записью музыки;

цветки-поделки (аленькие);

выставка книг (сказки).

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

– Дома вы дочитали сказку до конца. Понравилась вам сказка?

– Кто ее автор?

– По каким признакам можно определить, что это произведение сказка?

– Как называются сказки, у которых есть автор?

– Как вы думаете, соответствует ли название сказки Аксакова «Аленький цветочек» ее содержанию? Почему?

– Давайте вспомним, как начиналась сказка.

 

2. Инсценирование эпизода сказки. (Отрывок: купец спрашивает дочерей о подарках).

 

3. Работа с иллюстрацией к сказке (на доске)

– Какой эпизод изображен на иллюстрации?

– Как вы думаете, какие чувства испытывает девушка?

– Найдите этот отрывок в книге и прочитайте (с. 205 – 206)

– Почему умирало чудище?

– После, каких слов оно превратилось в человека? Прочитайте.

– Хорошо ли сказка заканчивается?

 

4. Восстановить предложения из сказки, используя данные отрывки

(предложения на карточках, работа в парах)

Очутилась она во дворце…(с.195)

…расцвел краше прежнего…(с.195)

…да не мог просьбам и слезам своей красавицы супротивным быть…(с.200-201)

…привиделось во сне…(с.202)

…задумали они дело хитрое и недоброе…(с.204)

И жил я таковым страшилищем…(с.207-208)

 

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

 

5. Работа по группам

Класс делится на 3 группы: «литературоведы», «художники», «географы». (Во время работы групп звучит спокойная музыка).

1 группа – литературоведы

Задания:

1. Прочитать отрывок из сказки и восстановить ее. (Отрывок напечатан на листе, разрезан на 7 частей, каждая часть наклеена на часть «аленького цветочка». Восстановив деформированный текст, получаем цветок, что является верным ответом.)

2. Выписать характерные черты младшей дочери, купца, чудища, сестер: добрый, вежливый, отзывчивый, жадный, обидчивый, злой, простой, задумчивый, честный, справедливый, несдержанный, общительный, воспитанный, завистливый, молчаливый, внимательный, жестокий, грустный, веселый, скромный, искренний.

– Какие из героев положительные, а какие отрицательные?

 

2 группа – художники

Задания:

1.Нарисовать рисунок к любому эпизоду сказки.

2. Подготовить пересказ этого эпизода.

 

3 группа – географы

Задания:

 1. Нарисовать сказочную карту путешествия купца по морям и островам.

2. Рассказать о растениях и животных, которых купец мог встретить во время путешествия.

 

6. Презентация. Представители от каждой группы рассказывают об итогах работы.

 

7. Работа с пословицами

– Вы подготовили пословицы к сказке «Аленький цветочек». Прочитаем их.

– Как вы считаете, какая пословица выражает главную мысль сказки?

 

8. Итог урока

– Что вам больше всего понравилось в сказке «Аленький цветочек»?

– Чему учит нас сказка Аксакова?

– Что не получилось, что бы хотели исправить?

– Ребята «вырастили» свои «аленькие цветочки» и решили подарить их гостям.

– Я благодарю вас за работу.

 

9. Домашнее задание: составить план, подготовить пересказ сказки по плану

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Восстановить предложения из сказки, используя данные отрывки

Очутилась она во дворце…

…расцвел краше прежнего…

…да не мог просьбам и слезам своей красавицы супротивным быть…

…привиделось во сне…

…задумали они дело хитрое и недоброе…

И жил я таковым страшилищем…

 

Задания для 1 группы:

1. Прочитать отрывок из сказки и восстановить ее

2. Выписать характерные черты младшей дочери, купца, чудища, сестер: добрый, вежливый, отзывчивый, жадный, обидчивый, злой, простой, задумчивый, честный, справедливый, несдержанный, общительный, воспитанный, завистливый, молчаливый, внимательный, жестокий, грустный, веселый, скромный, искренний.

    Какие из героев положительные, а какие отрицательные?

 

Задания для 2 группы:

1.Нарисовать рисунок к любому эпизоду сказки.

2. Подготовить пересказ этого эпизода.

 

Задания для 3 группы:

1. Нарисовать сказочную карту путешествия купца по морям и островам.

2. Рассказать о растениях и животных, которых купец мог встретить во время путешествия.

 

Отрывок из сказки

Проснулся купец. Встал он со кровати высокой, платье ему все приготовлено, и фонтан воды бьет в чашу хрустальную; он одевается, умывается и уже новому чуду дивуется: чай и кофей на столе стоят, и при них закуска сахарная…Вот видит он в окна растворенные, что кругом дворца разведены сады диковинные…Захотелось ему по тем садам прогулятися.

Ходит честной купец, дивуется…И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и возговорил он голосом радостным:

– Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая.

И, проговорив таковы слова, он подошел и сорвал аленький цветочек. В ту же минуту, безо всяких туч, блеснула молния, и ударил гром, инда земля зашаталася под ногами, - и вырос, как будто из земли, перед купцом зверь не зверь, человек не человек, а так какое-то чудище, страшное мохнатое, и заревел он голосом диким:

– Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок? Я хоронил его паче зеницы ока моего, и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни.

 

Примерный план к сказке

1.      Купец собирается в дальние страны.

2.      Купец в гостях у чудища.

3.      Чудище отпускает купца домой.

4.      Меньшая дочь во дворце чудища.

5.      Знакомство меньшой дочери купца с чудищем.

6.      Конец заклятию злой волшебницы.

 

Пословицы к сказке Аксакова «Аленький цветочек»

1.      Скромность всякому к лицу.

2.      С лица воду не пить.

3.      Ал цвет мил во весь свет.

4.      Все хорошо, что хорошо кончается.

5.      Всем сестрам по серьгам.

6.      Всякий человек в деле познается.

7.      Где счастье плодится, там и зависть родится.

8.      Давши слово, держись, а не давши – крепись.

9.      За добро плати добром.

10.  Злой плачет от зависти, а добрый – от жалости.

11. Из одной клетки да не равны детки.

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 08.04.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»